Акциями называют долевые ценные бумаги, способные удовлетворить право владельца на определенную часть собственности и прибыли акционерного общества.
Оценка стоимости акций – процесс, позволяющий определить стоимость части активов бизнеса и факторов, влияющих на его развитие, рост и работу и являющийся показателем успешности компании.
Сумма, за которую акция может продаваться и покупаться в текущий момент времени на рынке — есть рыночная стоимость акций. При определении стоимости акций следует учитывать ряд факторов:
- размер дивидендов;
- рентабельность и ликвидность акционерного общества;
- стоимость чистых активов компании;
- спрос на акции;
- вид акций (обыкновенные или привилегированные)
- величина рисков для данной отрасти;
- экономическая ситуация в стране так и в мире.
Оценка акций необходима при:
- вычислении вероятного уровня рыночной цены акций, ее динамики;
- определении масштаба переоценки и недооцененности акций на рынке;
- заключении сделок купли-продажи пакетов акций;
- реструктуризации акционерных обществ;
- переуступках долговых обязательств;
- внесении акций в уставной капитал;
- внесении в качестве залога;
- ликвидации предприятия и т.д.
При оценке стоимости акций для оформления наследства необязательно предоставлять весь пакет документов, так как оценка носит формальный характер и нотариусу для расчета пошлины достаточно одного экспертного заключения.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ АКЦИЙ для оформления НАСЛЕДСТВА
- копия свидетельства о смерти;
- копия паспорта заказчика оценки (желательно, наследника);
- выписка из реестра акционеров с указанием количества акций, находящихся на лицевом счете умершего.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ АКЦИЙ (БИЗНЕСА)
- копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации).
- копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг.
- виды деятельности и организационная структура компании.
- копии договоров аренды на недвижимое имущество (если есть).
- данные бухгалтерской отчетности за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов): бухгалтерский баланс
- отчет о прибылях и убытках
- последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка).
- ведомость основных фондов.
- данные о всех активах (недвижимости, запасах, векселях, нематериальных активах и пр.).
- расшифровка кредиторской задолженности.
- расшифровка дебиторской задолженности:
- по срокам образования; по видам дебиторской задолженности;
- доля сомнительной задолженности.
- информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним.
- бизнес-план на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли – по годам.
Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика со спецификой оцениваемого предприятия.